Персональный сайт МКДОУ Д/С №10 - Кружок "Будем говорить правильно"

Руководитель кружка "Будем говорить правильно"

воспитатель  

Щербина Елена Викторовна

 

** Рабочая программа кружка "Будем говорить правильно" на 2018-2019 учебный год (младший возраст)/1234/kruzhok_budem_govorit_pravilno.pdf

** Программа опубликована в навигаторе дополнительного образования по адресу:http://navigator.dop36.ru/program/4867

 

Наши занятия

** Между мелкой моторикой рук и развитием речи существует прямая связь. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики ребенка, тем проще ему будет осваивать речь.

«ПЕТУШОК» (пальчиковая гимнастика)

Наш красивый петушок (обе руки сжаты в кулачки)

Кверху поднял гребешок (разжать ладони).

Крылышками машет (кистями помахать в воздухе),

На лужайке пляшет, крошки хлебные клюёт (указательными пальцами постучать по столу),

Пёстрых курочек зовёт (кистями рук сделать манящие движения).

 

 

** Речевое упражнение «Летела кукушка».

Ушка – ушка – вот кукушка,

Ушка – ушка – летит кукушка,

Ушку – ушку – мы видели кукушку,

Ушка – ушка – кукует кукушка.

Игры и упражнения, связанные с развитием мелкой моторики рук напрямую связаны с развитием речи ребенка, её координацией и осмысленностью. Детям легче запомнить чистоговорку с двигательным сопровождением, чем просто словесно, на слух. Двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка.


 

** Пальчиковая игра «Дом»

Упражняя и ритмично двигая пальчиками, ребенок активизирует речевые центры головного мозга, развивается умение подражать взрослым, вслушиваться в речь и ее понимать, повышается речевая активность, да и просто, такая игра создает благоприятную эмоциональную атмосферу.

Молоточком я стучу (постукивать кулачками друг о друга),

Дом построить я хочу (соединить кончики пальцев обеих рук (крыша)).

Строю я высокий дом (поднять руки вверх),

Буду жить я в доме том (похлопать ладонями).

 

 

** Потешка «Курочка – рябушечка».

При заучивании данной потешки ребята учатся ориентироваться на слова и действия взрослого, развивается речевой слух, дети упражняются в произнесении гласных звуков в звукоподражательных словах.

— Курочка — рябушечка,

Куда ты пошла?
— На речку.
— Курочка — рябушечка,
Зачем ты пошла?
— За водичкой.
— Курочка — рябушечка,
Зачем тебе водичка?
— Цыпляток поить.
— Курочка — рябушечка,
Как цыплята просят пить?
— Пи-пи-пи, пи-пи-пи!

 

 

** Воспитатель прислушивается к речи детей во время игр, занятий и в повседневной жизни, он может выявить такие особенности, как недостаточность словаря, неумение правильно строить фразу, неустойчивое произношение звуков. С ребятами второй младшей группы «Радуга» было проведено речевое упражнение «Жучок», где с помощью игры, пальчиковой гимнастики и разучивания стихотворения дети учились четкости и правильности произношения звука [Ж].

Жук упал и встать не может.

Ждёт он, кто ему поможет.

 

 

** Вот и началась долгожданная масленичная неделя! Неделя прощания зимы и встречи весны! Во второй младшей группе «Радуга» ребята разучили пальчиковую игру «Блины». Дети с большим удовольствием имитировали выпечку блинов и руками, и при помощи язычка. Но больше всего понравилась сюжетная игра «Чаепитие с блинами». Всем хотелось испечь свой блинчик!

Испекли блинов немножко, остудили на окошке.

Есть их будем со сметаной, пригласим к обеду маму!

 

 

 

** Пальчиковая игра «Варежка»

Маша варежку надела: «Ой, куда я пальчик дела? Нету пальчика, пропал, в свой домишко не попал»

(Сжать пальцы в кулачок)

Маша варежку сняла: «Поглядите-ка, нашла!

(Все пальцы разжать, кроме одного)

Ищешь, ищешь и найдешь, здравствуй, пальчик, как живешь

(Разогнуть оставшийся согнутый палец. Сжать пальцы в кулачок)

В данной игре дети повторяют за воспитателем слова и попутно сопровождают их показом при помощи своих пальчиков. Тем самым они развивают мелкую моторику пальцев рук. А именно через это и происходит развитие речи ребенка. Развиваются коммуникативные навыки и чёткость произношения.

 

 

 

 

** Потешка «Ты мороз, мороз, мороз...»

Задачи: развивать правильное звукопроизношение, закрепить знания детей о зимних развлечениях, вызвав положительные эмоции.

Ты, мороз, мороз, мороз, не показывай свой нос!
Уходи скорей домой, стужу уводи с собой.
А мы саночки возьмём, мы на улицу пойдём,
Сядем в саночки - самокаточки.

Разучивание потешки сопровождается имитационными движениями по показу взрослого. Для лучшего запоминания детки наклеивают картинки, передающие смысл потешки.

 

 

** Подвижная игра с речевым сопровождением «Лохматый пёс».

Цель: активизация речевой деятельности, развитие памяти и быстроты реакции, формирование способности имитировать животных (собаку).

Прежде, чем приступить к игре, дети, с помощью мнемосхемы, разучивают ключевые слова:

Вот сидит лохматый пес, в лапки свой уткнувши нос.
Тихо, мирно он сидит, не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим и посмотрим,
Что же будет?

Из числа играющих выбирают «пса». Он сидит в стороне. Другие дети медленно идут к нему, приговаривая слова. Дети тихонько подходят и хлопают в ладоши. Пес вскакивает, рычит, лает и ловит детей. Пойманный игрок становится водящим «псом».

 

 

** Белорусская народная игра «Ёжик и мыши».

В этой игре дети при помощи считалки выбирают ёжика и мышек. Затем повторяют слова и движения за ведущим:

Ёжик глазками луп-луп! Ёжик ножками туп-туп!

Слышит ёжик - всюду тишь, чуть скребется в листьях мышь!

Беги, беги ёжик, не жалей ты ножек,

Ты лови себе мышей, не лови наших детей!

Игра способствует развитию речи детей, внимания, ловкости. И, конечно, доставляет много эмоций.

 

 

** На занятии кружка ребята с использованием мнемотаблицы разучили потешку «Мышки водят хоровод…».

Мышки водят хоровод, на лежанке дремлет кот.

Тише, мышки, не шумите, кота Ваську не будите.

Вот проснётся Васька кот, разобьёт весь хоровод!

А затем, с целью закрепления, разученную потешку обыграли. Всем хотелось побывать в роли кота и мышат. Ребята остались очень довольны!

 

 

  ** Учёными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики и координации движений - один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению. Особую роль в развитии мелкой моторики играют пальчиковые игры - своеобразные упражнения. Они позволяют корректировать движения в отдельности и относительно друг друга, тренируют точность двигательных реакций. Если пальчиковые игры сопровождаются стихами, то у воспитанников развивается речь и чувство ритма, а ритм облегчает процесс восприятия, что необходимо детям для развития речи.

Пальчиковая игра: "Засолка капусты".

Мы капусту рубим - рубим, мы морковку трём - трём, мы капусту солим - солим, мы капусту жмём - жмём.

(Движения прямыми кистями вниз - вверх. Движения кулаков к себе и от себя. Движения пальцев, имитирующие посыпание солью. Интенсивное сжимание обеих рук в кулаки.)